предыдущие статьи:
Последняя заметка




Заметка сто тридцать восьмая


КАМЧАТСКИЕ ШАМАНЫ


Сегодня возьмем мы с вами тему нешуточную. Шаманизм...

Почему именно шаманизм?
А трудно сказать... Всяких разных тем в рамках нашего, так сказать, топика,- бескрайне много; так вот я обычно как открываю какой-нибудь источник, так задумчиво его листаю: на что, типа, глаз упадет... И упал он сейчас именно на этот зловещий вопрос, и я удивилась. Ба!- думаю,- да ведь ни разу мы его еще не касались...
Вот и коснемся. Если вы не возражаете... Мистика ж, как-никак :)

Считается, что слово "шаманизм" происходит от санскритского, и в переводе значит "сострадание". Само это учение - видоизменение одной из индийских вер, которой придерживаются самоеды, коряки, тунгусы, буряты и другие народы. Они верят в вышнего Бога и во второстепенных богов, а также в беса как духа злобы.
Шаманизм обильно (был) распространен на далеких сибирских территориях, у всех тамошних народов, за исключением, разве что, камчадалов, у которых едва ли не каждая старуха считалась волхвом и толкователем как само собой разумеющееся.
При шаманстве камчадалы не одевались ни в какое особенное для того платье, не били в бубны,- но нашептывали на рыбью шаглу, сладкую траву, и тем лечили болезни, отвращали несчастья и предсказывали будущее. Но сакраментальные слова и суть своих наговоров они содержали в глубокой тайне.
Расскажем о камчатском шаманском обряде вызывания бесов и гадания. Состоит он в том, что две бабы садятся в угол и беспрестанно шепчут, причем у одной из них привязана к ноге крапивная нитка, украшенная красной шерстью, и она качает этой ногой. Если ногу покажется легко поднимать, то это считается благополучным знаком; а если тяжело - то успеха не предвидится. Между тем, она призывает к себе бесов словами "гуш! гуш!" и скрежещет зубами, а как явится привидение, то, захохотавши, кричит "хай! хай!". Если привидение через полчаса пропадает, то она говорит "шики!" (то есть "нет").
Тогда другая ее помощница поощряет первую и уговаривает не бояться, а прилежно подмечать и помнить явления. Некоторые уверяют, что во время грома и молнии Билюкай (бог грома) сходит к шаманкам, вселяется в них и помогает предсказывать.
Если у камчадала случалась неприятность, неудача в промысле или тому подобное - то он приходил к старухе или даже к своей жене, и та начинала шаманить, то есть разгадывать причину неуспеха. Важной причиной становилось какое-нибудь отступление от исполнения принятых суеверных обычаев.
Тогда согрешивший, чтобы очистить свой грех, вырезал из дерева идольчика и относил его в лес, где ставил на дерево.
Шаманки производили гадания также и в праздники - считалось, что в это святое время грехи очищаются сами собою. При том они шептали, курили, махали, отчитывали и производили прочие процедуры над "согрешившим".
Необыкновенно камчадалы любили разгадывать сны. Так, по утру у них первая мысль была о сне, и на этом воспоминании они делали заключения об исходе предстоящих им дел. Как примеры некоторых бесспорных толкований, приводятся следующие. Если во сне виделись паразиты (насекомые) - нужно ожидать прибытия казаков. Очищать желудок от естественных нечистот (все во сне) - ждать гостя из местных, камчадалов. Спать с женой (в виде сновидения) - сулит счастье в промысле.
Кроме того, упражнялись камчадалы и в хиромантии, но секретов своих никому не выдавали.

И вот пока, но временно, эту тему мы завершаем, но непременно вернемся к ней... да хоть в следующий раз.

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

с 15.2.00 по 20.2.00

Новый/старый стиль

14/1 февраля
Понедельник.
Седмица 38-я по Пятидесятнице. Препразднство Сретения Господня. Мч. Трифона. Мц. Перпетуи, мчч. Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и мц. Филицитаты. Прп. Петра Галатийского. Прп. Вендимиана, пустынника Вифинийского.


15/2 февраля
Вторник.
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

16/3 февраля
Среда.
День постный.
Попразднство Сретения Господня. Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Равноап. Николая, архиеп. Японского. Свт. Симеона, еп. Полоцкого, еп. Тверского. Блгв. кн. Романа Угличского. Прор. Азарии. Мчч. Папия, Диодора, Клавдиана. Мчч. Адриана и Еввула. Мч. Власия Кесарийского.

17/4 февраля
Четверг.
Прп. Исидора Пелусиотского. Блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского. Прп. Кирилла Новоезерского. Прпп. Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских. Мч. Иадора. Сщмч. Авраамия, еп. Арвильского. Прп. Николая исп., игумена Студийского.

5/18 февраля
Пятница.
День постный.
Мц. Агафии. Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. Мц. Феодулии и мчч. Елладия, Макария и Евагрия. Елецкой-Черниговской, Сицилийской, или Дивногорской, и именуемой "Взыскание погибших" икон Божией Матери.

6/19 февраля
Суббота.
Прп. Вукола, еп. Смирнского. Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Свт. Фотия, Патриарха Константинопольского. Мцц. Дорофеи, Христины, Каллисты и мч. Феофила. Мч. Иулиана. Мц. Фавсты и мчч. Евиласия и Максима. Мцц. Марфы, Марии и брата их, прмч. Ликариона отрока.

7/20 февраля
Воскресение.
Неделя 38-я по Пятидесятнице.
Прп. Парфения, еп. Лампсакийского. Прп. Луки Елладского. Мчч. 1003 Никомидийских.


8/21 февраля
Понедельник.
Седмица сплошная.
Седмица 39-я по Пятидесятнице. Вмч. Феодора Стратилата. Прор. Захарии Серповидца из 12-ти. Свт. Саввы II, архиеп. Сербского.


9/22 февраля
Вторник.
Мч. Никифора, из Антиохии Сирской. Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского. Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах. Прпп. Никифора и Геннадия, Важеозерских. Сщмчч. Маркелла, еп. Сикелийского, Филагрия, еп. Кипрского, и Панкратия, еп. Тавроменийского.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ:

Какова погода на Сретенье (15 февраля) - такова и весна будет. Утром снег - к урожаю ранних хлебов. Ветер в праздник обещает плодородие фруктовых деревьев. Если в день преп. Вукола (19 февраля) обещают бурную весну и сухое, жаркое лето. На Луку (20 февраля) ветер с юга - к урожаю хлеба.
Хоть поверьте, хоть
проверьте...


© 2000 Дарья Телегина
e-mail