предыдущие статьи:
Камчатские шаманы (14.2.00 - 20.2.00)

Последняя заметка


Заметка сто тридцать девятая


СНОВА О ШАМАНИЗМЕ


В продолжение прошлой темы, вспомним о шаманизме и нынче.

Вот, например, обряд примирения ребенка с бесами.
Если у кого-либо дитя рождалось во время бури или ненастья, это принималось как плохой знак. Но сразу же ничего с ребенком не делали, а ждали возраста, когда он начнет говорить. Тогда и приступали к ворожбе и шаманизму, с целью примирения ребенка с бесами на будущее. Выглядел обряд следующим образом. В жестокую бурю дитя раздевали донага и давали в руки морскую раковину. Ее следовало поднять кверху и обежать вокруг юрты, балагана и собачьей конуры, говоря при том такие слова, обращенные к Белюкаю и другим врагам: "Раковина привыкла не к пресной, а к соленой воде, а вы меня очень мочите и хотите влагою меня погубить; видите, что на мне нет платья и что я весь дрожу".
По окончании этого ребенок считается примиренным с бесами. Если обряда не проводилось, в дальнейшем это дитя называлось виновником плохой погоды, ненастья и бурь.

Иное дело - шаманы у тунгусов.
У шаманов (жрецов) этого народа практиковалось больше церемоний при совершении гаданий и разных обрядов.
Когда кто-то приходил спрашивать у чародея о каком-либо деле, то прежде всего нужно было заплатить вперед, заранее условленную плату. Тогда шаман облачался в особенный костюм, увешанный на кольцах разными железными и медными кусками, жестяными изображениями птичьих, звериных и рыбьих фигур; на руки надевал он железные медвежьи рукавицы, на голову - нечто в роде железного шлема с железными рогами. Потом левою рукою он брал небольшой барабан, и палкою, обтянутой в шкуру полевой мыши, барабанил и прыгал накрест ногами; при чем все его побрякушки производили нестройные и неприятные звуки. В это же время он посматривал кверху в дымовое отверстие своей кибитки, беспрестанно кричал, барабанил, звонил, стараясь всеми силами, чтобы издавать как можно больше шума. И до тех пор продолжал он свое искусство, пока в дымовом отверстии не замечал черную птицу.
Происхождение сей птицы покрыто мраком. Про нее сказывали, что она всегда прилетает и садится на кибитку шамана во время его пляски. И вот, как только он видел эту птицу - тотчас же приходил в бессилие, вне себя падая на землю, и лежал там в неподвижном состоянии до получаса. Придя же в чувство, шаман говорил просителям ответ на их вопрос.
Тунгусы свято верили шаманам, несмотря на то, что птицу эту видел один только жрец.
И на этом, боюсь, мои сведения на данную тему подходят к концу.
В заключение приведу энциклопедическую формулировку.
"Шаманство (шаманизм) (от эвенкийск. "шаман, саман возбужденный, исступленный человек") - ранняя форма религии. Основывается на представлении об общении шамана с духами во время камлания (ритуал, приводящий в экстатическое состояние; сопровождается пением и ударами в бубен). Основная функция шаманства - "лечение" больных. Известно многим народам Африки, Северной и Восточной Азии, индейцам и др."

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

с 21.2.00 по 27.2.00

Новый/старый стиль

21/8 февраля
Понедельник.
Седмица сплошная.
Седмица 39-я по Пятидесятнице. Вмч. Феодора Стратилата. Прор. Захарии Серповидца из 12-ти. Свт. Саввы II, архиеп. Сербского.


22/9 февраля
Вторник.
Седмица сплошная.
Мч. Никифора, из Антиохии Сирской. Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского. Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах. Прпп. Никифора и Геннадия, Важеозерских. Сщмчч. Маркелла, еп. Сикелийского, Филагрия, еп. Кипрского, и Панкратия, еп. Тавроменийского.


23/10 февраля
Среда.
Седмица сплошная.
Сщмч. Харлампия и с ним мчч. Порфирия, Ваптоса и трех мучениц. Блгв. Кн. Анны Новгородской. Прп. Прохора Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Лонгина Коряжемского. Мчч. дев Еннафы, Валентины и Павлы. Иконы Божией Матери "Огневидная".

24/11 февраля
Четверг.
Седмица сплошная.
Сщмч. Власия, еп. Севастийского. Блгв. Кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского. Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского. Прав. Феодоры, царицы греческой, восстановившей почитание святых икон.

25/12 февраля
Пятница.
Седмица сплошная.
Иверской иконы Божией Матери. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского. Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Прп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения. Свт. Антония, Патриарха Константинопольского. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

26/13 февраля
Суббота.
Седмица сплошная.
Прп. Мартиниана. Прпп. Зои и Фотинии (Светланы). Прп. Евлогия, архиеп. Александрийского. Прп. Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, Мироточивого.

27/14 февраля
Воскресение.
Седмица сплошная.
Неделя 39-я по Пятидесятнице.
Прп. Авксентия. Равноап. Кирилла, учителя Словенского. Прп. Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах. 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры. Перенесение мощей блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина Феодора. Прп. Марона, пустынника Сирийского. Свт. Авраамия, еп. Каррийского.


28/15 февраля
Понедельник.
Седмица сплошная.
Седмица 40-я по Пятидесятнице. Ап. От 70-ти Онисима. Прп. Пафнутия, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Пафнутия и дщери его Евфросинии. Прп. Евсевия, пустынника Сирийского. Виленской и Далматской икон Божией Матери.


29/16 февраля
Вторник.
Мчч. Памфила пресвитера, Валента диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии. Мчч. Персидских в Мартирополе. Прп. Маруфа, еп. Месопотамского.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ:

Зерно, предназначенное для посева, в течение трех дней начиная с Алексеева (25 фeвраля) дня, выставляли на утренний мороз, предполагая, что тронутые морозом семена дают лучший урожай. Хорошая погода в праздник равноапостольного Кирилла (27 февраля) - к морозам.
Хоть поверьте, хоть
проверьте...


© 2000 Дарья Телегина
e-mail