предыдущие статьи:
Приближается масленица (28.2.00 - 5.3.00)

Снова о шаманизме

Камчатские шаманы

Последняя заметка


Заметка сто сорок первая


МАСЛЕНИЦА В РАЗНЫХ ЕЕ ВИДАХ


Продолжаем (и, наверное, заканчиваем, ибо и так сказано было предостаточно) живописание масленичных увеселений, имевших место быть на Руси.
В числе традиционных забав, как все мы знаем, пркатиковались лубочные комедии и игрища. Народные комедии (или "Камеди") появились в России, а именно в Москве, с XVIII века, в связи с массовым притоком иностранных комедиантов, и приучивших народ к этому жанру. Самым забавным отечественным персонажем стала коза с рогами, к которым были привешены бубенчики. Игры с ней назывались "Козу в мешке играть", "Ману в глаза пущать", или по-просту "морочить".
Традиционны же были и кулачные бои - эти гимнастические разминки на морозе назывались игрищами. Занятие было столь популярно, что любоваться им ходили даже цари и вельможи.
Во многих (но не следует думать, что прямо-таки во всех) губерниях бытовало олицетворение Масленицы. Вот, например, обряд, практиковавшийся в Переяславле-Залесском, Владимире, Вятке. В огромные сани впрягали 12 лошадей и возили в них наряженного мужика, который сидел на колесе, держа в одной руке полуштоф с вином и калачи. Его сопровождали сидящие с ним музыканты, дале тянулась цепочка поезжан из числа местных жителей. Процессия ездила по улицам, создавая шутливое праздничное настроение.
В Симбирской, Пензенской губерниях для этих же целей уснащивали 8 или 10 дровней, в середине утверждали толстое высокое дерево в виде мачты, на верх его вдевали колесо, на которое садился какой-нибудь деревенский вечельчак, разыгрывающий различные шутки, свойственные простому народу. Этот обряд носил название "проводы Масленицы". Ездила процессия также по всем улицам и закоулкам, однако вместо лошадей в этом случае были впряжены люди, разряженные уродливо и кричаще, иногда - загримированные под коней. Вокруг пешим ходом также суетились празднующие товарищи.
А вот в Архангельске (прямо как в Париже) об эту же пору по городу возили быка на огромных санях, запряженных несколькими десятками лошадей.
В Нерехте масляничные утехи начинались лишь со среды. В этот день из окрестностей приезжали девки в праздничных одеждах, нарумяненные и набеленные; и катались отдельно от мужчин до самого вечера. К субботе подтягивался и остальной народ с окрестностей. Продав напряженную за эту неделю пряжу, деньги полагалось прогулять как можно более весело.
Вообще же масленицу не отмечали всю неделю сплошь без выходных. Так, в экономических деревнях крестьяне могли себе позволить начать загул со вторника, а в помещичьих деревнях - и вовсе лишь с четверга. Суть увеселений сводилась к катаниям между деревнями по гостям и родственникам. Если в числе визитеров бывали новобрачные - их одаривали мылом.
В Ярославле существовал обычай на сырной неделе петь Коляду (которую обыкновенно распевали на Святках). С четверга фабричный люд с бубнами, балалайками, рожками и другими народными инструментами ходил по домам и, пришедши на двор, поздравлял хозяина с праздниками, распевая колядку и получая взамен вина, угощения и даже денег.
Затем логически наступал финал торжеств. В больших вотчинах в сыропустное воскресение собирался съезд из нескольких сот лошадей, под названием обоза (околка). Некоторые из празднующих ехали верхом, наряженные в соломенные колпаки и кафтаны. К вечеру молодые люди обоих полов в своих селениях собирались на песнопения и, взяв по снопу соломы со своего двора, вместе сжигали ее - как правило, за границами жилой местности. Сколь крепко это восходит к какому-то языческому таинству, можно и не говорить...
Кстати, такие же привычки были и у других народов. Например, немецкие славяне традиционно выносили 1 марта соломенное чучело, олицетворявше смерть, и сжигали или бросали его в воду - в память усопших. Римляне в этом же случае бросали в воду тростниковые куклы.
В Саксонии, Богемии, Силезии, Польше в этот день хаживали на кладбища. 7 марта в Силезии и Польше отмечалось воспоминание о сжигании идолов в 965 году, и в честь этого в воскресенье сырной недели принято было бросать в реки и пруды чучела из соломы.

Так тема смерти закономерно вплелась в масляничные торжества.

Оно и правильно. С понедельника начинается Великий пост - время умирания плоти и воскрешения духовной жизни. Вот давайте больше думать именно об этом.

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

с 6.3.00 по 12.3.00

Новый/старый стиль

6 марта/22 февраля
Понедельник.
Сырная седмица (масленица) - сплошная. Обретение мощей мучеников, иже во Евгении. Мчч. Маврикия и 70-ти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных. Прпп. Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников Сирийских. Прп. Афанасия исп.


7 марта/23 февраля
Вторник.
Сырная седмица (масленица) - сплошная. Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. Прп. Поликарпа Брянского. Прпп. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого и Дамиана, пустынников Сирийских. Прп. Александра монаха, начальника обители "Неусыпающих".

8 марта/24 февраля
Среда.
Сырная седмица (масленица) - сплошная. Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. Прп. Поликарпа Брянского. Прпп. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея иного и Дамиана, пустынников Сирийских. Прп. Александра монаха, чина неусыпающих первоначальника. Прп. Горгонии, сестры св. Григория Богослова. Прп. Дамиана Есфигменского. Новомуч. Дамиана, инока Афонского. Иконы Божией Матери Кипроской в с. Стромыни Московской обл.

9 марта/25 февраля
Четверг.
Сырная седмица (масленица) - сплошная. Первое и второе обретение честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прп. Еразма Печерского. Обретение мощей благ. кн. Романа Угличского.

10 марта/26 февраля
Пятница.
Сырная седмица (масленица) - сплошная. Свят. Тарасия, архиеп. Царьградского. Свщмч. Ригина, еп. Скопельского.

11 марта/27 февраля
Суббота.
Сырная седмица (масленица) - сплошная. Свят. Порфирия, архиеп. Газского. Мч. Севастиана. Мч. Христодула. Новомуч. Иоанна Калфы. Прп. Севастиана Пошехонского.

12 марта/28 февраля
Воскресенье..
Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресение. Заговенье на Великий пост. Прп. Прокопия Декаполита исповедника. Прп. Тита, пресвитера Печерского. Прп. Фалалея Сирийского. Мч. Геласия. Прп. Тита воина, инока Печерского.


13 марта/29 февраля
Понедельник.
Начало св. Четыредесятницы. Седмица 1-я Великого поста. Прп. Василия, спостника Прокопиева, исповедника. Свщмч. Протерия, патр. Александрийского. Свщмч. Нестора. Прпп. жен Марины, Киры и Домники Сирийских. Новомучц. Кир-Анны. Блж. Николая Салоса, Христа ради юродивого Псковского. Прп. Иоанна-Кассиана Римлянина. Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием. Прпмч. Феоктириста. Девпетерувской иконы Божией Матери.


14/1 марта
Вторник.
Великий пост.
Сырная седмица (масленица) - сплошная. Прпмц. Евдокии. Мучч. нестора и Тривимия. Мучч. Маркелла и Антония. Мучц. Антонины. Прп. Домнины Сирийской. Прп. Агапия Ватопедского Афонского. Прп. Мартирия Зеленецкого.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ:

Если в день Обретения главы Иоанна Предтечи (9 марта) снег - Пасха будет холодной. Если сухо - на Пасху дождя не будет.
Хоть поверьте, хоть
проверьте...


© 2000 Дарья Телегина
e-mail