предыдущие статьи:
Масленица в разных ее видах (6.3.00 - 12.3.00)

Приближается масленица

Снова о шаманизме

Камчатские шаманы

Последняя заметка




Заметка сто сорок вторая


ЗАКОН СУРОВ, НО ЭТО - ЗАКОН


Начался Великий Пост, и сегодня я снова вкратце напомню основные моменты, связанные с ним.
Уж сколько раз твердили миру... Ну то есть уже все, вроде бы, знают, главные принципы поста: воздержание, смирение желаний ради спасения души. Неоднократно говорилось о том, что как рацион должен существенно меняться в этот период, так и общий стиль жизни: ибо одни лишь подвиги на кухне, при привычном светском провождении времени, пользы не принесут.
Но до сих пор даже в вопросе питания каждый привык думать, кто во что горазд. И, что хуже,- давать советы. А с учетом того, что наш народ по-прежнему привык свято верить в силу печатного слова - дезинформация растет и множится, и находит своих читателей и почитателей... Хотя уж о рационе Великого поста двух мнений просто быть не может.
Это по идее. Но идея о практику, увы, разбилась. Тут и там встречаем сильные отступления от учения Церкви, уступки в угоду современным нравам... Вот первая попавшаяся (буквально, по поисковой системе - первая) статья о Великом посте, перепечатка из газеты "Золотые купола" (судя по названию, газета имеет какое-то отношение к церкви). Читаем: "Каким сегодня может быть постный стол? - Утром мы привыкли есть бутерброды и пить чай. Эту привычку можно не ломать. Сливочное масло легко заменяется маргарином. Гренки и тосты можно намазывать кабачковой, свекольной икрой, грибной пастой." Или далее: "Только в дни строгого поста - первую и последнюю неделю - православные придерживаются сухоедения, потребляя вареные овощи (но не суп, бульон!), каши, орехи, изюм, чернослив."
Братие и, так сказать, сестры... Не верьте этим заблуждениям. Никакого маргарина в Великий пост нельзя. Вареные овощи - не есть "сухоедение". Кабачковая икра и вышеупомянутая паста есть продукт вполне постный, но не на каждый день разрешенный (в их рецептуру входит елей)... Увы, но мне снова придется напомнить церковные правила, касающиеся питания в Великий пост.
Есть Устав - основа основ. Да, он довольно строг. Да, следовать ему способен мало кто из мирян. Тем более, следовать все долгие 7 недель. Но строгость Устава не является причиной его отмены. Именно верность традициям, соблюдение древних, установленных Отцами Церкви, правил, и отличает Православие от других религий.
Пусть соблюсти предписанные на Пост требования - крайне тяжело. Потому нам и разрешается, благословившись у духовного отца, несколько облегчить Пост для себя, согласно здоровью, возрасту, другим уважительным причинам. Но послабление не означает разрешения. Отступая от Постного Устава, человек должен помнить об этом и стараться компенсировать это чем-то другим, например, еще более усиленной духовной работой... Но думать, что Уставов и правил несколько, на разные категории верующих - это конкретно плоды той самой разлагающей работы врага рода человеческого. Тут отступив от правила и не раскаиваясь в этом, следующим шагом будет оступление от заповедей? И так же точно спишем на современные привычки и традиции, вспомним уважительные причины и не будем чувствовать вины...?
Так вот Устав, суровый Устав. Он состоит в строжайшем посте в течение не двух (как неверно было сказано выше), а трех недель: помимо первой и последней, строго постятся еще и в 4ю, Крестопоклонную седмицу. В течение всей Четыредесятницы не полагается не только "бутербродов с чаем по утрам" - не полагается вообще ничего есть по утрам, до середины дня. Ориентировочно начало приема пищи привязано ко времени, когда в храмах заканчивалась бы Литургия - то есть к 13-14 часам. В понедельник, среду и пятницу любой недели Великого Поста категорически не разрешается употреблять масло ни в каких видах - даже растительное (маргарин так просто отдыхает). В три строгих недели без масла живут также и вторник, и четверг. Продукты тогда действительно полагается есть в виде "сухоядения" - сырую, скажем, капустку или морковку. Но не вареную. Это если говорить об идеале. В недели нестрогие елей (растительное масло) допускается по вторникам и четвергам, а пища может быть сварена. Рыбу не вкушают вообще, за исключением дней Благовещения и Входа Господня в Иерусалим. Суббота и воскресенье каждой недели стоят особняком, и в них (за исключением Великой субботы) елей даже настоятельно рекомендован Церковью.
Сурово, я и не спорю. Но нельзя не сказать, что, во-первых, сильное подкрепление физических сил можно найти в меде и орехах - крайне питательных продуктах. Во-вторых же, по рекомендации духовника, пост традиционно в большой степени облегчается. Как правило, в наши дни он заключается в полном исключении мяса и прочих животных продуктов из рациона, а вот елей употребляется ежедневно.
Я (лично я) - так только за. Климат у нас сильно отличается от палестинских земель, а на холоде, известно, голод переносить тяжелее и опаснее для здоровья; фрукты и овощи весной дороги неимоверно; работаем мы все сейчас тяжело и времяемко,- конечно, на одном лишь капустном листике скоро и ноги протянешь. Постное питание должно строго балансировать на грани: возможность работы, молитвы, стояния в церкви и совершения богоугодных дел, и, в то же время, ни малейших излишеств и удовольствий по части кулинарии.
Вот потому я и призываю: отнестись к Посту с разумением, но все же не пребывать в иллюзии, что "раз разрешили - значит можно, и никаких проблем". Раз разрешили - значит пожалели, уважили слабость. Но как было "нельзя" до отвала насыщать тело обильной, вкусной и жирной (от масла) пищей, так нельзя и до сих пор. И вот сокрушаясь о своей физической слабости, надо с особым рвением бросить силы на духовную работу. Полагается отказываться от светских развлечений, в число которых, разумеется, входят и телевизор, и любимая (светская) газета, и часовые посиделки с подружками за чаем пусть даже с постными пряниками... Нарушив пост поневоле (в поездке ли, в гостях, по незнанию или как-то еще), следует раскаиваться в этом, а не думать, что "батюшка майонез разрешил - там же одна химия, что такого"...
Главное в Посту - духовная работа над собой. И немаловажным ее аспектом является вот это осознание своего несовершенства, слабости, постоянного нарушения заповеданных основ... В том, что в малом не можем противостоять своим привычкам: не пить по утрам чая, обойтись без масла, уменьшить привычное количество еды... Слезы искреннего плача о грехах, о своей слабости омывают и возвышают душу; если же довольным, еле двигаясь, вставать из-за обильного и богатого постными блюдами стола,- о каком усмирении тела можно говорить? В какие выси сможет устремиться душа, кроме как за новым рецептом "кошерной" пищи?
Не хорошо путать Божий дар с яичницей. Так же и смысл Поста не должен ускользнуть за одними лишь кулинарными проблемами. Но решительно хотя бы попробовать наступить на желания тела и духа, бороться с ними - это может каждый. Знать об идеале; понимать и скорбеть, что он недосягаем, но все же постараться максимально приблизить свой распорядок питания и стиля жизни к нему - вот об этом я и хотела сегодня сказать.

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

с 20.3.00 по 26.3.00

Новый/старый стиль

20/7 марта
Понедельник.
Седмица 2-я Великого поста. Свщмучч. Херсонских: Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафодора, Евферия и Капитона. Преп. Павла препростого. Преп. Емилиана. Свят. Павла исповедника. Иконы Божией Матери "Споручница грешных".


21/8 марта
Вторник.
Великий пост.
Преп. Феофилакта исповедника. Преп. Дометия. Священномуч. Феодорита Антиохийского. Св. апостола от 70-ти Ерма. Препп. Лазаря и Афанасия Мурманских. Иконы Божией Матери "Знамение" Курской.

22/9 марта
Среда.
Великий пост.
40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия. Мч. Урпасиана. Св. Кесария, брата свт. Григория Богослова. Прав. Тарасия. Албазинской иконы Божией Матери, именуемой "Слово плоть бысть"

23/10 марта
Четверг.
Великий пост.
Мчч. Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия (другого), Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мцц. Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих. Мчч. Кодрата Никомидийского, Саторина, Руфина и прочих. Прп. Анастасии.

24/11 марта
Пятница.
Великий пост.
Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского. Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца. Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Сщмч. Пиония, пресвитера Смирнского, и иже с ним. Перенесение мощей мч. Епимаха. Свт. Софрония, еп. Врачанского.

25/12 марта
Суббота.
Великий пост.
Поминовение усопших. Прп. Феофана исп., Сигрианского. Прав. Финееса. Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Прп. Симеона Нового Богослова. Лиддской, нерукотворной (на столпе), иконы Божией Матери.

26/13 марта
Воскресенье..
Неделя вторая Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста). Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского. Мч. Савина. Мчч. Африкана, Публия и Терентия. Мч. Александра. Мц. Христины Персидской. Прп. Анина пресвитера. Собор всех преподобных отцев Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста).


27/14 марта
Понедельник.
Седмица 3-я Великого поста. Прп. Венедикта. Свт. Феогноста, митр. Киевского и всея России. Блгв. вел. кн. Ростислава-Михаила. Свт. Евсхимона исп., еп. Лампсакийского. Феодоровской иконы Божией Матери.


28/15 марта
Вторник.
Великий пост.
Мч. Агапия и с ним семи мучеников: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев. Сщмч. Александра, иерея в Сиде. Мч. Никандра.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ:

В праздник 40 мучеников (22 марта) следили за птицами. Прилетел первым жаворонок - к теплу, зяблик - к стуже, чайка - скоро лед пойдет. Журавлиные стаи тянутся на север - к теплу, летят обратно - к воз-вращению холодов. В Софрониев день (24 марта) должны прилететь жаворонки! Туман на Феофана (25 марта) - к урожая лена и, извините, конопли.
Хоть поверьте, хоть
проверьте...


© 2000 Дарья Телегина
e-mail