Старые Гостевые #1 #2 #3

предыдущие статьи:
Христов братец (27.3.00 - 2.4.00)

Закон суров, но это - закон

Масленица в разных ее видах

Приближается масленица

Снова о шаманизме

Камчатские шаманы

Последняя заметка




Заметка сто сорок четвертая


Древние секты - как вспомнишь, так вздрогнешь


Сегодня вспомним про разные лжеучения, выродившиеся в секты. Тема эта бесконечна, сект и в прежнее время было пруд пруди и теперь новые секты растут как грибы... Но на этих страницах мы поговорим о древних - о тех, что до наших дней не дожили.
Вот, скажем, группка с более чем странным названием "кугу-сорта". Ее приверженцами были крещеные черемисы, жившие в Вятской губернии. Как свидетельствуют историки, от некрещеных эти черемисы отличались лишь тем, что не приносили кровавые жертвоприношения. Но без последнего обряда обойтись им было трудно, и они допускали жертвоприношения в виде сжигания хлеба при свете "кугу-сорта", то есть большой свечи. Свеча эта бывала весом не менее пуда, 7 или 8 вершков в диаметре, с несколькими конопляными светильнями. Ее обязательно зажигали в случаях особенных бедствий: голода, мора, войн, и так далее. Для более простых событий - например, перед посевом ржи для благословления урожая - использовали средние и малые свечи. Малые свечи, в палец толщиной, при каждом богослужении ставились в чашки, наполненные зерном.
Принятие в члены секты происходило посредством воды: новообращенного окатывали 9 раз подряд холодной ключевой водой. При самом богослужении жрец читал молитвы, ничем не отличающиеся от молений черемисов-язычников; главная часть молитвенного ритуала заключалась в поклонах.
Совершали они и самочинное причастие: на обыкновенный большой стол, покрытый конопляною скатертью, ставился маленький престолик, сплетенный из длинной твердой травы. На нем располагалась деревянная чашка с щербой (наквашенным медом), над которой читались молитвы, а затем все "причащались" с помощью черпачков. Вместо просфор использовались овсяные хлебы, приготовленные особым способом. Огонь для богослужения категорически добывался через трение липовой палки о другую палку.
Вместо пения при богослужении употреблялись гусли, звук которых весьма был похож на балалайку. Колоколом служил барабан, извещавший о начале и конце службы.
Сектанты, собираясь на моление, одевались в чистые белые конопляные рубахи и штаны, подпоясывались белыми же конопляными поясами, за которые втыкали деревянные колодки для плетения лаптей и деревянные иглы, а также привешивали ножны с берестяными ножами. Зачем - история умалчивает :)
После службы устраивалась трапеза, причем все приготовлялось тут же, на месте, и без употребления соли.
Характерной особенностью этих сектантов было изгнание из обихода всего, что продается на торжищах (чая, сахара, соли, керосина, спичек и т.п.).

Весьма забавным, если не сказать хуже, было учение "любушкино согласие". В отличие от вышеописанной, это - чисто русская секта с чисто нашими, в духе "раззудись, плечо", заблуждениями. Это - секта беспоповщинского толка. Ее обнаружили во второй половине прошлого века в Тверской губернии, куда идея была занесена из Москвы неким кимрским крестьянином.
Основная черта этой секты - право на сожительство по любви и без венчания. Последнее обстоятельство, по-видимому, и дало название всей этой группе единомышленников. Исходя из мысли, что в те суровые времена законных священников будто бы не было, а Кормчая книга при том допускает отсрочку совершения таинств на неопределенное время, как то бывало в первые дни христианства,- следовательно, можно прямо сейчас вступать в сожительство по любви и согласию, ожидая освящения этого союза единственным настоящим священником, Иисусом Христом, уже в будущей жизни.
От прочих беспоповцев эти сектанты отличались и прочей свободой: допускалось употребление в пищу и питие вина, мяса, чая. При принятии новичков сектанты не перекрещивали их, а лишь налагали особый пост и молитвенное правило.
Итак, на первое место эти сектанты ставили любовь, выше и сильнее которой, по их понятиям, ничего быть не может. А далее внимательно следите за ходом мысли: дело не так просто, как кажется на первый взгляд.
Значит, эта всепоглощающая любовь должна быть первым и самым главным основанием всех социальных, общественных и семейных отношений. Где есть любовь - там не может примешиваться ничего земного, мирского, греховного; тут должно существовать только идеальное, бесплотное - одна мысль и чувство. Так вот в силу этого, плотское сожительство между мужем и женой возбранялось категорически, поскольку муж и жена - родня, и при их физических контактах принцип высшей любви был бы нарушен. Но, понимая слабость человека, дань природе любушкино учение отдавать позволяло. Итак, эти самые муж и жена были вольны сколь угодно, где угодно и с кем угодно утолять телесные страсти - лишь бы не друг с другом, поскольку это - кровосмешение... В случаях, когда супруги все же не удерживались от влечения друг ко другу, их прощали после особых епитимий, но их поступок назывался действительно кровосмешением, и им в пример ставилась недопустимость связи между братом и сестрой, матерью и сыном, а значит, и мужем и женой...

Комментарии излишни. :)
Вас же, читатели, хочу предостеречь от опасности самостоятельно истолковывать священные учения и основы церковной мудрости. Конечно, обскакать идеи "любушкиного согласия" по их бредовости трудно... но можно. Особенно в это нелегкое постовое, полное искушений, время...

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

с 10.4.00 по 16.4.00

Новый/старый стиль

10 апреля/28 марта
Понедельник.
Седмица 5-я Великого поста. Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского. Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского. Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского. Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними. Мч. Бояна, кн. Болгарского.


11 апреля/29 марта
Вторник.
Великий пост.
Мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих. Прп. Иоанна пустынника. Свт. Евстафия исп., еп. Вифинийского. Прпп. Марка и Ионы Псково-Печерских.

12 апреля/30 марта
Среда.
Великий пост.
Прп. Иоанна Лествичника. Свт. Софрония, еп. Иркутского. Прор. Иоада. Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита. Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона. Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского.

13 апреля/31 марта
Четверг.
Великий пост.
Сщмч. Ипатия, еп. Гангрского. Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца. Свт. Иннокентия, митр. Московского. Прп. Ипатия целебника, Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Аполлония Египетского. Сщмчч. Авды, еп. Персидского, и Вениамина диакона. Прп. Ипатия, игумена Руфианского.

14/1 апреля
Пятница.
Великий пост.
Прп. Марии Египетской. Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца. Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца. Прп. Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Макария, игумена Пеликитской обители. Мчч. Геронтия и Василида. Прав. Ахаза.

15/2 апреля
Суббота.
Великий пост.
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Тита чудотворца. Мчч. Амфиана и Едесия. Мч. Поликарпа.

16/3 апреля
Воскресенье..
Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской. Мц. Феодосии девы. Прп. Иллирика. Мчч. Елпидифора, Дия, Вифония и Галика. Иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет".


17/4 апреля
Понедельник.
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Прп. Иосифа песнописца. Прп. Георгия, иже в Малеи. Прп. Иосифа Многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Зосимы Ворбозомского. Прп. Зосимы. Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее.


18/5 апреля
Вторник.
Великий пост.
Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними. Прп. Пуплия Египетского. Прпп. Феоны, Симеона и Форвина. Прп. Марка Афинского. Прп. Платона, исп. Студийского. Прп. Феодоры Солунской.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ:

14 апреля, в память преподобной Марии Египетской, народ следил за движением воды. "Если разлив начался на Марью, травы будет много". "Вода идет в ясные ночи - к погожей уборке". Если лед еще не прошел ко дню преподобного Никиты (16 апреля), то лов рыбы будет плохой (впрочем, это наблюдение относится к реке Оке).
Хоть поверьте, хоть
проверьте...


© 2000 Дарья Телегина
e-mail