Старые Гостевые #1 #2 #3

предыдущие статьи:
Охота на ведьм (15.5.00 - 21.5.00)

Христос воскресе !

Ангел (народная легенда)

Древние секты - как вспомнишь, так вздрогнешь

Христов братец

Закон суров, но это - закон

Масленица в разных ее видах

Приближается масленица

Снова о шаманизме

Камчатские шаманы

Последняя заметка




Заметка сто пятьдесят первая.


ОХОТА НА ВЕДЬМ - 2


Россия также заплатила тяжелую дань суеверию. Языческие жрецы, игравшие у древних славян роль волхвов, неохотно уступали вводимому в России христианству. Старинные поверья и обычаи не только не могли исчезнуть мгновено,- как показывает история, часть из них дожила и до наших дней... Церковь употребляла все силы, чтобы уничтожить в народе суеверную доверенность колдунам, ведьмам, волхованию, о чем свидетельствуют многие документы. Кирик XII века, митрополит Фотий в своем послании к Новгородцам в 1410 году, Царская окружная грамота 1648 года и Домострой строго воспрещают всякое сношение с волхвами.
В извинение русскому народу, нельзя не сказать, что даже когда христианство вполне укрепилось на Руси, народ не только не достиг уровней образования,- даже просто грамотных людей было очень мало. И крайний недостаток ощущался во врачах. Вплоть до того, что цари могли умирать от простых чирьев, превращавшихся из-за отсутствия лечения в злокачественные язвы.
К кому же было обратиться простому народу со своими бедами и болезнями?
Тот, кто более-менее мог распознать недуг и рекомендовать средство, становился известен, к нему прибегало за помощью все больше и больше народу. А лекарь же, стремясь возвысить свои знания, маскировал их под нечто таинственное, сопровождая процедуры наговорами и прочими обрядами, что рано или поздно становилось известно и церковным властям.
Простой же селянин, по учению своего духовного пастыря, во всех деяниях видел промысел Божий, и даже если прибегал к помощи от знахаря или колдуна, то затем непременно отмаливался, задавал себе известное число поклонов, в душе благословляя своего целителя, хотя и подозревал в нем колдуна. Забавно было бы в наши дни врача причислить к чародеям; а вот по духу того времени, по невежеству века, всех русских знахарей считали какими-то изуверами.
Дела о волшебстве издревле принадлежали в России заведыванию духовной власти, и чародеев сжигали на костре точно так же, как и в Западной Европе; в чем нас уверяет Карамзин. В 1227 году, по сказанию летописца, в Новгороде четыре волхва были приведены в архиерейский двор и там сожжены, несмотря на заступничество бояр. В начале XV века в Пскове было сожжено десять "вещих жонок" (колдуний, ведьм). Кроме этого, в XVI и XVII столетиях практиковались иные меры наказания: если мужчин за чернокнижество категорически сжигали, то женщин могли по грудь закапывать в землю, оставляя так медленно и мучительно умирать, что случалось обычно на второй-третий день. Эта практика получила особенно широкое применение во времена повальных болезней. Находили какую-нибудь женщину, на которую падало подозрение в насылании несчастья, ее закапывали вышеописанным образом и ожидали конца эпидемии.
В Малороссии сохранилась легенда о том, как одна чародейка была сожжена за то, что похищала росу: преданье это сохранилось в песне, где говорится, что девица-колдунья пекла змей и варила зелье, чтобы волшебным зельем отравить своего брата; брат узнал об этом и, сняв с сестры голову, сжег ее труп, а пепел развеял по чистому полю.
В XVII столетии за ворожбу и чародейство менее виновных оставляли в живых и ограничивались ссылкой, обычно в самые отдаленные монастыри.
Таким образом, вера в нечистую силу и сношения с ней долго жили во всей Европе, не исключая Россию. Много несчастных погибло мученическим путем. К их числу принадлежали оговоренные по злости, мщению, из корысти. Иные погибли по своему невежеству; на скамью подсудимых церковного суда садились даже умалишенные люди, чье поведение казалось соседям странным и демоническим... Сжигали и настоящих злодеев - убийц, насильников,- но и им в те времена приписывали чернокнижие... Даже постоянное народное желание познания природы, тяга к знаниям - все истолковывалось как стремление завязать контакт с демонами, и от такого невежества властей количество невинных жертв только множилось.
Известно, что те кто подходил под определение "колдунов", несколько позже назывались алхимиками, а в наши дни и совсем просто - химиками и физиками. Теперь нас не удивляет электричество и прочие дары прогресса;- тогда изобретателя сожгли бы как злостного колдуна. При том верили в них все, от мала до велика и от простого крестьянина - до царя. Так, при Михаиле Феодоровиче юыла отправлена в Псков грамота с запрещением покупать у литовцев хмель, потому что пронеслась молва о некоей бабе-колдунье, находящейся в Литве и наговаривающей на хмель с целью навести на Русь моровое поветрие.

И иллюстраций, еще более ярких, история нам оставила немало. Вот о них мы и вспомним в следующий раз.

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

с 29.5.00 по 4.6.00

Новый/старый стиль

29/16 мая
Понедельник.
5-я седмица по Пасхе. Прп. Феодора Освященного. Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца. Прпп. Кассиана и Лаврентия Комельских. Свт. Александра, еп. Иерусалимского. Мчч. Вита, Модеста и Крискентии. Блж. отроковицы Музы. Прпп. отцев, в Лавре св. Саввы избиенных. Свт. Георгия II, еп. Митиленского.


30/17 мая
Вторник.
Ап. Андроника и св. Иунии. Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской. Мчч. Солохона, Памфамира и Памфалона воинов. Свт. Стефана, патриарха Константинопольского.

31/18 мая
Среда.
Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. Память святых отцев семи Вселенских Соборов. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии. Мчч. Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христины. Мчч. Симеона, Исаака и Вахтисия. Мчч. Ираклия, Павлина и Венедима. Мчч. Давида и Таричана.

1 июня/19 мая
Четверг.
Сщмч. Патрикия, еп. Прусского, и дружины его: Акакия, Менандра и Полиена пресвитеров. Прп. Корнилия, чудотворца Комельского. Блгв. вел кн. Димитрия Донского. Прп. Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого. Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского. Прп. Сергия Шухтомского. Мч. Калуфа Египтянина. Прп. Иоанна, еп. Готфского.

2 июня/20 мая
Пятница.
Мчч. Фалалея, Александра и Астерия. Обретение мощей святителя Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца. Блгв. кн. Довмонта, во св. крещении Тимофея, Псковского. Мч. Аскалона.

3 июня/21 мая
Суббота.
Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены. Блгв. кн. Константина (Ярослава) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца. Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская "Умиление", Заоникиевская, Красногорская, или Черногорская, Оранская.

4 июня/22 мая
Воскресенье..
Неделя 6-я по Пасхе, о слепом.. Мч. Василиска. Память II Вселенского Собора. Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского.


5 июня/23 мая
Понедельник.
6-я седмица по Пасхе. Прп. Михаила исп., еп. Синадского. Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского. Собор Ростово-Ярославских святых. Прп. Евфросинии, игумении Полоцкой. Прп. Паисия Галичского. Прмч. Михаила черноризца.


6 июня/24 мая
Вторник.
Прп. Симеона столпника на Дивной горе. Прп. Никиты, столпника Переславльского. Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста, и с ними 1218 воинов с женами и детьми.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ:

31 мая, на мученика Феодота, следовало обратить внимание на деревья: если дуб пустил лист прежде ясеня - быть сухому лету. День памяти мученика Фалалея (2 июня) отчего-то в народном сознании тесно связался с урожаем огурцов. Массовое появление оводов и множество молодых шишек, замеченные в этот день, символизировали грядущий хороший урожай этой овощной культуры. Если дуб уже развернул листья - посадку огурцов было пора заканчивать. В праздник Равноапостольной Елены (3 июня) полагалось сеять лен, непременно при теплом ветре и после полудня. Если пение соловья продолжалось всю ночь на 4 июня, под праздник мученика Василиска,- это предвещало следующий погожий денек.
Хоть поверьте, хоть
проверьте...


© 2000 Дарья Телегина
e-mail