НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ:



Дождь в день преподобного Самсона (10 июля) не обещал ничего хорошего: мокрое лето до самого его конца - "На Самсона дождь - семь недель тож". Святые Петр и Павел связаны в народном сознании прежде всего с укорачиванием светового дня: "Петр и Павел жару прибавил, а час убавил". Дождь в этот день (12 июля) - к продолжительным многодневным дождям. А вот если понаблюдать восход солнца в день преподобного Афанасия Афонского (18 июля) - можно делать прогнозы об урожае. Считалось, что играющий месяц - к хорошему урожаю.
Хоть поверьте, хоть
проверьте...




Старые Гостевые #1 #2 #3

предыдущие статьи:

Постная кухня

Продолжая о ведьмах...

Охота на ведьм - 2

Охота на ведьм

Христос воскресе !

Ангел (народная легенда)

Древние секты - как вспомнишь, так вздрогнешь

Христов братец

Закон суров, но это - закон

Масленица в разных ее видах

Приближается масленица

Снова о шаманизме

Камчатские шаманы

Последняя заметка


Заметка сто пятьдесят пятая.


МУЧЕНИКИ НОВОЙ РОССИИ

Преподобномученицы Великая Княгиня Елизавета и инокиня Варвара.
На следующей неделе, 18 (5) июля, Церковь чтит память одних из последних подвижников земли Русской, причисленных к лику святых - Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары. Их, как и многих других, погибших от рук большевиков в те страшные времена, принято называть Новомученниками. Невозможно забыть память этих великих людей и доныне; тем же, кто не знаком с их историей, неплохо бы узнать, вынося уроки мужества и веры из их нелегкого, но прямого и безупречного жизненного пути.
...Великая княгиня Елизавета Феодоровна - немка, протестантка по рождению и воспитанию,- вышла замуж за будущего генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича. В отличие от императрицы, переход не был для нее обязателен, однако, она приняла Православие с глубокой верой в то, что это - самая высокая религия, и искренне принялась следовать православному учению. Она не отделяла свою земную судьбу от судьбы России. Когда немецкий посол, пытаясь спасти великую княгиню, предложил ей выехать за границу, она отказалась даже встретиться с ним, как с представителем враждебной державы. В ночь на 18 июля 1918 года Елизавета Феодоровна приняла мученическую кончину, молясь о прощении своих убийц, о спасении России...
Крестный путь ее семьи начался более чем за десять лет до этой трагедии. 18 (5) февраля 1905 года муж Елизаветы Феодоровны, великий князь Сергей Александрович, был убит бомбой, брошенной террористом. Он погиб так же, как и его отец, император Александр II Освободитель. Бомба, ударившись в грудь великого князя, разорвала его на части; только лицо Сергея Александровича осталось целым. Носилки с телом несчастного перенесли в церковь Чудова монастыря. Павши перед ними ниц, Елизавета Феодоровна, оказавшаяся на месте трагедии спустя минуты, пребывала перед ними, не двигаясь, всю службу.
Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах у великой княгини зародилась мысль о создании Марфо-Мариинской обители. Вероятно, это было в конце 1906 года. Продолжая носить траур по мужу, Елизавета Феодоровна ездила по церквям и госпиталям, не появляясь при том ни на каких светских увеселениях.
Теперь, после смерти супруга, она хотела покончить с прошлой жизнью и решила употребить свое богатство на благо и нужды нищих. Она собрала все свои украшения - даже обручальное кольцо. Все это было тщательно рассортировано на три группы. Подарки от императорской семьи были переданы в казну, часть сокровищ вернулась к родственникам, а третья, самая большая группа драгоценностей, предназначалась на осуществление задуманного ею плана - на постройку обители труда, милосердия и молитвы. В этих же целях были продани и все прочие ценности - в том числе предметы искусства. По свидетельству окружающих, к княгине вернулась энергия и живость, а тогда еще никто не знал тайных замыслов Елизаветы Феодоровны.
В Москве великая княгиня купила усадьбу с четырьмя домами и большим садом. Здесь она решила учредить свою обитель и посвятить ее святым Марфе и Марии, сестрам Лазаря, которого Господь воскресил после четырехдневной смерти. Монастырь с сочетанием благотворительной и медицинской работы - это была обитель, которую стремилась создать великая княгины.
9 апреля 1910 года епископ Трифон благословил 17 сестер монастыря во главе с Елизаветой Феодоровной, которая только теперь сняла траурное вдовье платье, заменив его на монашеское одеяние.
"Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе с вами я восхожу в более великий мир - в мир бедных и страждущих",- сказала она в тот памятный день.
Так началась новая жизнь, целиком отданная служению ближним. Больница при Марфо-Мариинской обители считалась образцовой во всей Москве. Туда направляли самых тяжелых больных из всех госпиталей; при том неимущие получали самую квалифицированную помощь и лекарства бесплатно. Сестры постоянно совершенствовались в медицинских навыках. При обители была открыта воскресная школа для полуграмотных и неграмотных женщин, работающих на фабриках. Существовала библиотека на 2000 томов. Действовала столовая, в которой отпускались бесплатные обеды... И это - только малая часть в перечислении тех благих дел, на которые отдала свою энергию и силы великая княгиня Елизавета Феодоровна.
...Трагедия произошла в ночь на 18 июля, когда Церковь празднует память преподобного Сергия Радонежского. Это был день ангела покойного супруга Елизаветы Феодоровны, великого князя Сергея Александровича.
Елизавета Феодоровна - к тому времени арестованная большевиками как член царской семьи,- вместе с другими узниками находилась в Алапаевске. Заключенных разбудили ночью и повезли к заброшенным рудникам, приблизительно в 18 километрах от Алапаевска. Для исполнения зверского замысла была выбрана нижняя Селимская шахта - 60 метров глубиной.
Палачи сталкивали невинных людей в яму с площадной руганью, избивая их прикладами. Эта свирепая расправа была до того страшна и бесчеловечна, что некоторые ее участники не выдержали. Двое из местных большевиков сошли с ума.
Первой в зияющую яму столкнули княгиню Елизавету. Она громко молилась и крестилась, восклицая: "Господи, прости им, не знают, что делают!".. Когда все жертвы были уже в шахте, чекистьы стали бросать туда ручные гранаты. Взрывами они хотели засыпать ее, чтобы скрыть следы своего преступления. Это было особенно жестоко: ведь только один мученик, Федор Ремез, при том был убит гранатой. Остальные же умирали долго, в страшных страданиях от жажды, голода и ранений.
Великая княгиня оставалась на службе у ближних до своего последнего часа. Умирая, она в темноте смогла сделать перевязку страдающему рядом с ней от тяжелой раны головы князю Иоанну. На бинты был употреблен апостольник святой.
Крестьянин, оказавшийся неподалеку от места трагедии, рассказывал, как из глубины шахты раздавалась Херувимская песнь. Святая великая княгиня пела молитвы и укрепляла других до тех пор, пока душа ее не отошла от тела - пока к ней навстречу не понеслись другие, райские напевы, и над ее главой не засиял мученический венец... И теперь она укрепляет всех страждущих своими молитвами пред престолом Божьим.

По книге "Святая мученица Российская великая княгиня Елизавета Феодоровна" Л.П.Миллер.


ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

с 10.7.00 по 16.7.00

Новый/старый стиль

10 июля/27 июня
Понедельник.
Петров пост.
4-ая седмица по Пятидесятнице. Прп. Сампсона странноприимца. Прав. Иоанны мироносицы. Прп. Серапиона Кожеезерского. Прп. Севира пресвитера. Прп. Георгия Иверского, Святогорца. Прп. Мартина Туровского.


11 июля/28 июня
Вторник.
Петров пост.
Перенесение мощей мчч. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна. Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Прп. Ксенофонта Робейского. Прп. Павла врача. Иконы Божией Матери, именуемой "Троеручица".

12 июля/29 июня
Среда.
День постный. Рыба, вино и елей.
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Касперовской иконы Божией Матери.

13 июля/30 июня
Четверг.
Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия. Прп. Петра, царевича Ордынского (Ростовского). Прославление свт. Софрония, еп. Иркутского. Балыкинской и Горбаневской икон Божией Матери.

14/1 июля
Пятница.
День постный.
Бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших. Мч. Потита. Прп. Петра патрикия. Прав. Ангелины, деспотиссы Сербской. Прп. Никодима Святогорца.

15/2 июля
Суббота.
Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Свт. Фотия, митр. Киевского. Свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского. Пожайской, Феодотьевской и Ахтырской икон Божией Матери.

16/3 июля
Воскресенье..
Неделя 4-я по Пятидесятнице. Мч. Иакинфа. Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России чудотворца. Прпп. Анатолия, в Ближних пещерах, и другого Анатолия затворника, в Дальних пещерах, Печерских. Блгвв. князей Василия и Константина Ярославских. Свт. Василия, еп. Рязанского. Прп. Иоанна и Лонгина Яренгских. Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского. Прп. Никодима Кожеезерского. Мчч. Диомида, Евлампия, Асклипиодота и мц. Голиндухи. Мчч. Мокия и Марка. Прп. Александра, обители "Неусыпающих" первоначальника. Свт. Анатолия, патриарха Константинопольского. Прпп. Тихона, Василия и Никона, Соколовских (переходящие празднования в 1-е воскресенье после 29 июня). Свт. Арсения, еп. Тверского (переходящие празднования в 1-е воскресенье после 29 июня). Собор Тверских святых (переходящие празднования в 1-е воскресенье после 29 июня).


17/4 июля
Понедельник.
5-ая седмица по Пятидесятнице. Свт. Андрея, архиеп. Критского. Прп. Марфы, матери Симеона Дивногорца. Прп. Андрея Рублева, иконописца. Блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского. Обретение мощей прп. Евфимия, Суздальского чудотворца. Мчч. Феодота и Феодотии. Сщмч. Феодора, еп. Киринейского. Галатской иконы Божией Матери.


18/5 июля
Вторник.
Прп. Афанасия Афонского. Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского. Прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары. Мцц. Анны и Кириллы. Прп. Лампада Иринопольского. Иконы Божией Матери, именуемой "Экономисса".

© 2000 Дарья Телегина
e-mail